PostHeaderIcon ЛЕШЕГО БОЯТСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ

ЛЕШЕГО БОЯТСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ

"А уж лешие так по лесу и шастают . Страшно, аж жуть ." (В.Высоцкий) Алексей Доронин Наконец-то в среднюю полосу России пришло настоящее лето. Идут проливные дожди, но тепло.

Наступила грибная и ягодная пора. Но не считая грибов и ягод в лесу людей могут подстерегать и неприятные сюрпризы. "Иди к лешему" - эту фразу знает, быть может, каждый.

А кто же такой этот самый леший и как он выглядит? Леший - лесной дух, поверья о котором показались у славян, живших в окружении леса и зависимых от него.

Конечно, как и все другие духи (водяные, полевые, кикиморы, русалки, домовые и т.п.) леший может жить в разных местностях, смотреться по-разному и иметь разные привычки. Но неспециализированные приметы у него все-таки имеется.

Если леший идет по лесу, он - высокий, ростом с дерево, но, выходя на открытое место (луг или огромную поляну) может стать и небольшим, чтобы его не видно было в траве и вдобавок таким небольшим, чтобы укрыться под страницей земляники. Но, в том направлении он выходит редко, потому, что не хочет ссориться с хозяином этих мест - полевиком.

Не часто заходит он и в сёла. В том месте тоже личные хозяева, домашние духи - домовые, овинники и банники. Особенно не обожают лешие деревни, где имеется чёрные петухи или белые собаки с чёрными кругами около глаз (по запдным поверьям, таких псов боятся даже вампиры).

Увидеть лешего непросто. В средней России считалось, что смотреть на него можно только через правое ухо лошади. Но можно его и позвать для заключения договора, как и любую нечистую силу.

Для этого нужно нарубить молодых березок и сложить их кругом, так, чтобы вершины были обращены к середине круга. Позже, встав центр круга, нужно снять крест и крикнуть: "Дедушка!" Имеется и другие способы.

Можно, например, незадолго до Ивана Купала пойти в лес, срубить осину так, чтобы она упала вершиной на восток. Позже нужно стать на срубленном пне лицом на восток и перегнуться, чтобы можно было смотреть между ног и позвать: "Дядя леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровую, покажись таким, как я!"

Вид лешего в основном человеческий (без оглядки на то, что он может преобразовываться в животных и птиц). Это мужчина (на Ярославщине его так и именуют - "мужичок") в красном кафтане, левая пола которого заткнута за правую, как было принято в Киевской Руси.

Обувь перепутана - левый лапоть надет на правую ногу, правый - на левую. В общем, все не так, как у людей. Тут, кстати находится параллель с африканской мифологией.

У африканцев в стране мертвых - все белые и ходят спиной вперед. Вторыми словами тоже - все наоборот. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли.

По некоторым поверьям, леший - синеватого цвета, потому, что кровь у него голубой . Другие считали, что леший - пучеглазый старик с зеленой бородой и продолжительными зелеными волосами.

На севере России лешего вычисляли немым, но голосистым; он умел петь, но без слов, подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (так, как шумит лес в бурю) и затихает только с первым пеньем петуха.

Леший не носит шапки, правого уха у него нет, волосы он зачесывает налево. А в карачаевских и брянских лесах его видели в любую секунду с огромной дубиной в руках. Леший - полный хозяин в лесу, ему подчиняются все птицы и животные.

И не просто подчиняются - находятся в крепостной зависимости. На них идет игра в карты. А лешие (как и водяные) огромные охотники до азартных игр.

Так, к примеру в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века в лесах Ветлужского уезда показалось очень много белок, которые куда-то двигались всем стадом. В это время местные жители считали, что вятский леший проиграл белок вологодскому и по сей день перегоняет личный проигрыш.

В Сибири такая массовая миграция белок была замечена во второй половине 50-ых годов XIX века. Тогда считалось, что компания сибирских леших игралась с компанией леших из средней России и после проигрыша погнали стада белок через Уральский хребет.

Но, игрались лешие и на зайцев, мышей, да и на другую живность. Лешие не только играются, но и дерутся. Имеется легенда о том, как три леших подрались из-за территории. Двое избили одного, связали и кинули на произвол судьбы.

Его высвободил случайный путник. Леший был так благодарен собственному спасителю, что, обернувшись человеком, отслужил за него работу в армии. Так как леший - лесной хозяин, от его размещения зависели те, чья деятельность была связана с лесом, в первую очередь охотники.

Им приходилось задабривать "дедушку", чтобы тот отправлял им зверя и птицу в силки или под выстрел. Охотники приносили лешему прочно посоленную краюху хлеба или блин. Жертву клали на какой-нибудь пень.

Пермяки угощали лешего табаком. Местами первую добычу оставляли в лесу, чтобы умилостивить хозяина. Иногда перед охотой прибегали к заговорам.

Вообще, отношения лешего с людьми всегда были не несложными. В большинстве поверий леший не вредит людям, а только проказничает, без оглядки на то, что проказы их достаточно злые. Самая главная из них "обойти" человека, вторыми словами заставить его заблудиться в лесу, плутать на одном месте.

Для этого у лешего имеется множество трюков. Может туман в глаза. А может прикинуться заметным деревом, на которое как правило ориентируются местные путники и сбить кого-то с толку.

В второй раз леший сам обращается в путника или принимает наружность привычного одурачиваемого им человека, заводит с ним диалог и сбивает с пути, сам при этом исчезая. От проказ "лесного хозяина" можно легко отчураться - первым делом молитвой и крестным знамением.

Имеется и другие, народные приемы. Второй метод избежать наважднеия - носить с собой "лукотку"- очищеный от коры кусок липы. Также, заблудившемуся рекомендуется присесть на пне, снять с себя и выворотить наизнанку одежду.

Имеется только один день в году, когда все методы борьбы с лешим бессильны. Это - 4 октября (по старому стилю). Тогда лешие бесятся, разламывают деревья, устраивают драки, зря гоняют зверей, чтобы на зиму провалиться под землю и снова показаться весной.

Но, "хозяева леса" имеется не только у славян. У народов Дальнего Востока - ульчей, ороков и манчжур этот персонаж выступает в виде тигра - самого жёсткого в тех краях зверя. По местным поверьям, тигр управлять лесными птицами зверями - и всеми тварями.

Вступает он и в интимную сообщение с женщинами, от которой довольно часто появляются дети. Вообще, отношения с женским полом у лесных духов разнятся от местности к местности. Иногда они воруют девушек из сел.

По некоторым поверьям, они иногда удирают к ним сами и через пару лет возвращаются к себе совершенно богатыми. Иногда лешие похищают заблудившихся дам. Имеется, по некоторым поверьям, и жены у леших - лешачихи, лешуни. Они живут с ними в лесных деревнях, как простые люди.

Отличительный признак лешачих - громадная грудь, которую им приходится забрасывать за пояснице при стирке и уборке. Живут лешие - в людской виде - и в людских деревнях, женатые. Хозяйства не ведут - все съестное им приносят из леса.

Ворует леший и детей, в особенности, если мать проклянет дите при родах. Вместо него тогда леший подкладывает "лесное детище" - больное и неспокойное.

Если заклятого ребенка удастся окрестить до похищения , то леший придет за ним по окончании семи лет и попытается сманить его в лес. На это ему дается только одна 60 секунд в день. В лесу же проклятые живут недолго и не так долго осталось ждать умирают.

Так имеется ли "хозяин леса" в конечном итоге? Каждый может испытать убедиться сам. Если не боится, конечно. strana/stories/02/12/05/3230/221283.html 15.07.2004

Еще по теме:
Похожие статьи:
 
Поделись статьей с друзьями

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Голосование
Вы верите в аномальные вещи?